Блестяще

О режиссёрах, актёрах и не только…

Станислав Говорухин – актёр, продюсер, кинорежиссёр, сценарист.

Разноплановый талант Станислава Говорухина признавали все: и его поклонники, и его недоброжелатели. Это был деятельный и мудрый человек.

Он занимался общественной деятельностью и пейзажной живописью, был интересным политиком, не боявшимся высказывать собственное мнение.

Много замечательных фильмов снял этот режиссёр. Вот некоторые из них:

  • 1967 Вертикаль
  • 1969 Белый взрыв
  • 1972 Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо
  • 1977 Ветер «Надежды»
  • 1979 Место встречи изменить нельзя
  • 1980 Вторжение
  • 1982 Возвращение Баттерфляй
  • 1985 В поисках капитана Гранта
  • 1987 Асса
  • 1987 Десять негритят
  • 1992 Анкор, ещё анкор!
  • 1994 Подмосковные вечера
  • 1999 Ворошиловский стрелок
  • 2003 Благословите женщину
  • 2005 9 рота
  • 2009 Пассажирка
  • 2010 В стиле jazz
  • 2013 Weekend
  • 2015 Конец прекрасной эпохи

Талантливому режиссеру одинаково хорошо удавались фильмы разных жанров: от детективного триллера («Десять негритят») до приключенческих детских и взрослых («Приключения Тома Сойера», «В поисках капитана Гранта», «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо»).

Все фильмы режиссёра наполнены оптимизмом, верой в человеческий разум и торжество справедливости.

Хочется остановиться на фильме «В поисках капитана Гранта», снятом по мотивам романа Жюля Верна. Великолепная работа режиссёра и актёров никого не оставляет равнодушным. Этот светлый, радостный, удивительно спокойный мир, созданный на экране, заставляет поверить в доброту и человечность, бескорыстную дружбу и верность, поверить в лучшее и посмотреть на окружающую действительность другими глазами, глазами человека, верящего в людей.

Наделённый богатым воображением, сценарист и режиссёр С. Говорухин удивительно ярко, образно показал характеры второстепенных героев фильма, которые у Жюля Верна прописаны схематично. Очень удачны эпизоды с автором романа, которого прекрасно сыграл советский и болгарский актёр Владимир Смирнов.

Колоритна фигура бывшего матроса «Британии» Айртона (болгарский актёр Джоко Росич). Знаешь, что он злодей, но уважаешь его за умение держаться с достоинством. И соглашаешься с характеристикой, данной Айртону майором Мак Наббсом: «Этот негодяй мог бы быть настоящим человеком».

Красотой окружающего мира и романтикой приключений наполнен весь фильм: от смены мест с великолепными пейзажами, где оказываются герои, до отдельных зарисовок с животными.

Корабль «Дункан»
Коала
Кенгуру

Примечательна концовка фильма: встречаются два корабля – «Дункан», где герои романа, и корабль, на борту которого Жюль Верн. И зритель понимает, что герои фильма настоящие люди, они живы, они среди нас.

Размышляя о кино…

Можно много говорить о современном российском (и не только!) и канувшем в лету советском кинематографе! Бесспорно одно: харАктерных актеров в российском кино сейчас крайне мало. Этому есть много причин, но две, на мой взгляд, наиболее вероятные.

Объективно: талантливым, но небогатым сложно пробиться «наверх» (как и профессионалу в любой области). А субъективно: дело не в том, что талантливых нет, а нет их потому, что, едва родившись, многие дети уже «звёзды». Об этом твердят им с детства дома. В школе они уже убеждены в своей исключительности – нет прилежания к учёбе.

Так формируется «звезда», которая не отличается особой требовательностью к себе («Зачем? Я и так хорош!»). Не спорю: они молоды, красивы, энергичны, амбициозны. Но …этого мало: ведь к усердному труду далеко не все приучены. Смотришь иной сериал и видишь: актёры очень стараются изображать своих героев, но видна наигранность, даже фальшь и … им не веришь.

Но речь пойдёт не о них, а о харАктерных актёрах, о фильмах с их участием, о том наслаждении, которое получаешь, пересматривая эти киноленты снова и снова.

Иннокентий Смоктуновский (Актер театра и кино)

Иннокентий Смоктуновский – известный актёр театра и кино. Награжден многочисленными премиями правительства СССР, имел звание Героя Социалистического труда и Народного артиста СССР.

В кино Смоктуновский создал немало интереснейших образов.

Прекрасен он в роли Гамлета в фильме Григория Козинцева «Гамлет» (1964 г.).

Нельзя не отметить его роль Деточкина в фильме «Берегись автомобиля» (режиссёр Э.Рязанов, 1966 г.). Простодушный и немного неуклюжий герой Смоктуновского оказывается вором автомобилей, но… все деньги, вырученные от продажи украденной машины, перечисляет детскому дому.

Великолепен актёр в роли Плюшкина в фильме «Мертвые души» (режиссёр М.Швейцер, 1984 г.). Вот уж точно, как у Гоголя: не то мужик, не то баба.

Ролью одесского «авторитета» Принца (фильм «Гений» режиссёра В.А.Сергеева, 1991 г.) Смоктуновский показывает, как тонко он чувствует своего героя: его высокомерие, брезгливость к «мелким сошкам», уверенность в своей безнаказанности, безмерная наглость, бессердечие к чужим бедам. Это проявляется во всём: в жестах, движениях пальцев рук (когда он садится в кресло), размеренном спокойном и тихом голосе, в тоне, не терпящем возражений.

А вот его поведение в чужой квартире: уверенным, неторопливым шагом он входит в комнату. В первую очередь его внимание привлекают картины на стене, а не связанная девушка, сидящая на диване, не сам хозяин квартиры.

Аристократизм, изысканность манер, английская чопорность прекрасно обыграны Смоктуновским в сериале о Шерлоке Холмсе и докторе Ватсоне.

Некоторые роли Смоктуновского

Юрий и Виталий Соломины

Юрий Соломин

Актер, режиссер, талантливый педагог, художественный руководитель Государственного академического Малого театра России.

Благодаря Юрию Соломину Малый театр сохранил свою индивидуальность: его основной репертуар – классические произведения, поэтому зал всегда полон. Великолепен интерьер театра.

За кинематографическую биографию Юрий Соломин сыграл много ролей в кино. По-настоящему знаменитым он стал в 1971 году, когда советские зрители увидели фильм «Адъютант его превосходительства». Актёр исполнил главную роль красного разведчика Кольцова в шпионской ленте «Адъютант его превосходительства» (Режиссёр Е.Ташков, 1969 г.).

Виталий Соломин

У этого актера яркая и насыщенная творческая биография и ряд запоминающихся ролей. Настоящую славу актеру принесла картина «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона». Затем были «Зимняя вишня», «Летучая мышь», «Сильва».    Родители прочили Виталию стезю музыканта, но его увлекало другое. После окончания школы он поступил в театральное училище им. Щепкина в Москве, где уже учился его брат Юрий. По окончании училища актёр был принят в труппу Малого театра.

Как театральный актёр и режиссёр В.Соломин запомнился и полюбился многим зрителям. Но достаточно всесторонне раскрылся его талант в кино: от неоднозначного серьёзного персонажа Вадима Дашкова в «Зимней вишне» до комического – в «Сильве» и «Летучей мыши».

   Прекрасен актёр в роли доктора Ватсона. Эрудированный, интеллигентный и прямолинейный доктор с трудом усваивает дедуктивный метод известного сыщика, хотя и сам достаточно наблюдателен и умеет делать правильные выводы. Всё: движения, мимика, выражения глаз – говорит о том, что перед нами не актёр, а настоящий доктор Ватсон.

Великолепный дуэт составили братья Соломины в оперетте «Летучая мышь», поставленной режиссёром Яном Фридом. Очень тонкая игра двух «пройдох»: директора театра Фалька и финансиста Айзенштайна. Один солгал жене, повествуя о происшествии на охоте, а другой включается в разговор, пытаясь выгородить друга.

Нельзя не отметить, что в этом фильме великолепный актёрский состав: Игорь Дмитриев в роли директора тюрьмы и Сергей Филиппов в роли лесничего, ставшего лакеем после «происшествия с рябчиком».

А каков дежурный тюремщик! Эту роль отлично сыграл Иван Любезнов. Тонким юмором проникнуты размышления надзирателя-пьяницы, но в то же время ему нельзя отказать в логике рассуждений.

   В «Летучей мыши» нет ни одного проходного актёра. Замечательны все: Александр Демьяненко, Олег Видов, Людмила Максакова, Лариса Удовиченко, Ольга Волкова, Евгений Весник, Гликерия Богданова-Чеснокова, Иван Любезнов, Юрий Васильев и другие.